О статусе медика на войне.

D

Dragon86

Guest
Недавно слышал о непонятных мобмероприятиях среди резервистов ... никак луноликий затеял очередную войнушку.Ну как войнушку прям наверное боевые действия и причем где то по близости.А раз по близости значит линии снабжения будут идти со своей территории и поток раненых тоже будет идти куда то сюда.
Но так на всякий военный спрошу.Каков статус медика на войне в случаи мобилизации.Он считается военнослужащим ? Какие законы военного времени на него распространяются ? Должен ли он участвовать в боевых действиях и может ли вообще ? Может ли он оказывать помощь противоположной стороне ? Что для него считается дезертирством и вообще применимо ли это ?
4.jpg
 

torturesru

Administrator
Staff member
Это применительно к настоящему времени или времена ВОВ?
Попробую на сегодняшний день обрисовать ситуацию.
1. Медработники в принципе все военнообязанные, соответственно в случае призыва - военнослужащий.
2. Ээээ, что понимать под законами военного времени? Если международные обычаи войны, то он как и военные священники и журналисты не является воюющей стороной. По букве закона его обязаны свободно пропускать через боевые порядки противоборствующих сторон для выхода к своим. Брать в плен, а тем более "мочить" категорически запрещено и будет военным преступлением.
3. Согласно Женевским и Гаагской конвенциям не имеет права участвовать в боевых действиях.
Участников вооруженных конфликтов можно условно (разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты / нонкомбатанты, фр. non-combattants – «не воюющие»). Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами. Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо в ходе боевых действий применение высшей меры насилия, т. е. физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.

К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий непосредственного участия в этих действиях. Согласно Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года и Дополнительному протоколу I 1977 года к этим конвенциям, к некомбатантам относятся медицинский, интендантский персонал, военные юристы, корреспонденты, духовные лица. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В тоже время оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества. Если некомбатанты принимают непосредственное участие в боевых действиях, они утрачивают свой статус — становятся комбатантами, и только тогда против них может применяться оружие.

Некомбатанты не могут быть непосредственным объектом вооружённого нападения противника, поскольку, в отличие от комбатантов, не являются субъектами применения насилия в военном конфликте (согласно определению IV Гаагской конвенции). Соответственно, при их задержании противником в ходе военных действий они не должны считаться военнопленными; им должны быть предоставлены все возможности, необходимые для оказания медицинской и духовной помощи военнопленным; их нельзя принуждать к работе, не связанной с выполнением медицинских и религиозных обязанностей.
4. Обязаны оказывать помощь раненым врагам. Это требовала еще Женевская конвенция 1864 года или Первая Женевская конвенция.
Раненые и больные воины должны быть принимаемы и призреваемы, к какой бы нации они ни принадлежали (§ 6).
. Все остальные только подтвердили его.
5. Обычное понятие дезертирства - самовольное оставление воинской части или места военной службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу, покидание поля боя.
 

torturesru

Administrator
Staff member
В принципе конвенция 1949 несколько расширила права военных медиков, прежние не разрешали ему ношение оружия, допускалась только вооруженная охрана госпиталей. После второй мировой было решено. что медик может иметь оружие для самообороны.
 

Olga

Well-known member
Всё очень грамотно разъяснено.
Одна беда - в нынешнее время понятие "международное право", увы, стало если не анахронизмом, то, во всяком случае, мало принимаемым во внимание обстоятельством
Впрочем, это уже давно.

И это не только о современности.
Вспомните, как в "Курсанты", что по мемуару Тодоровского, показано про поезд с ранеными и красными крестами на крыше.
Или великолепный M*A*S*H про корейскую войну. Тот госпиталь тоже обстреливали..
А уж сейчас..
Расскажите про права медиков тем же сирийцам или корейцам, , что северным, что южным, не говоря уже о прочих сомалийцах. Как сказал бы шведский профессор-лингвист из "Осенний марафон" после посещения "трезвователя" - узнаете много новых слов.
 
Last edited:
D

Dragon86

Guest
Спасибо за развернутый ответ но я немного не понял можно ли медиков брать в плен ? И считается ли дезертирством оставление скажем полевого госпиталя самовольно? И еще такая фигня если противник занял территорию где находится ваш полевой госпиталь что он может сделать с медиками.
Я понимаю что госпиталь должен быть эвакуирован но все же ?
 
Last edited by a moderator:

torturesru

Administrator
Staff member
1. Первые конвенции это категорически запрещали. Последняя (1949) излагает очень хитро
Статья 33:
Медико-санитарный состав и духовный персонал, задержанные держащей в плену Державой, с целью оказания помощи военнопленным, не должны считаться военнопленными. Они будут, однако, пользоваться, по меньшей мере, преимуществами и покровительством настоящей Конвенции, и им будут также предоставлены все возможности, необходимые для оказания медицинской и духовной помощи военнопленным.

Они будут продолжать выполнять свои медицинские и духовные обязанности в интересах военнопленных, по преимуществу принадлежащих к вооруженным силам, за которыми они числятся, в рамках военных законов и уставов держащей в плену Державы и под руководством ее компетентных органов, а также в соответствии с их профессиональной этикой. При выполнении своих медицинских и духовных обязанностей они будут также пользоваться льготами
т.е. враг задерживает их для оказания помощи военнопленным и для безопасности самого медперсонала.
2. Считается, он же военнослужащий и госпиталь его часть.
3. Аналогично п. 1. Раньше требовалось дать возможность такому госпиталю или санитарному судну беспрепятственно покинуть оккупированную зону и вернуться к своим войскам. Причем вместе с находящимися там ранеными. Сейчас положение смягчили.
Персонал, на который распространяется понятие "защита Конвенцией", при попадании в руки противника в плен не берется (их "задерживают") и эти лица пленными не считаются. При этом, однако, на них распространяются все права, которыми пользуются военнопленные. Защищаемый Конвенцией персонал считается "удерживаемым персоналом". И все их отличие от обычных пленных состоит в том, что они используются исключительно для обслуживания раненых и больных военнопленных и пользуется довольно широкими льготами.

Этот персонал возвращается своим войскам, если удерживающая сторона решила, что его обслуживание пленных раненых и больных больше не требуется, и имеется возможность безопасной транспортировки через линию фронта. А пока этот персонал не возвращен своим войскам, он может использоваться для ухода за любыми ранеными и больными, хотя, предпочтительно за своими.

Конкретно перечислены случаи, при наступлении которых медицинское учреждение не может быть лишено защиты Конвенцией. В частности, наличие в медучреждении или у персонала стрелкового оружия, которое он применяет для самозащиты или защиты своих подопечных; присутствие в медучреждении вооруженных подразделений, выполняющих задачи по охране медучреждения; временное хранение оружия, принадлежащего раненым и больным.
Правда, остается неясным - может ли сторона, занявшая данную местность, разоружить медучреждение и забрать в плен подразделение охраны.

Как я понимаю, Первые Женевские конвенции были настолько написаны по некоему наивному рыцарскому духу, что по сути были невыполнимыми. Дескать всех раненых, а лучше всех пленных надо отправить на Родину под честное слово не участвовать снова в войне, медики могут шастать по всей территории боевых действий и им все должны улыбаться. Но... начиная с Первой мировой все это стали активно нарушать.

А реально, ИМХО, хочу этим сказать, что все гуманитарные конвенции никогда не играли никакой существенной роли по ограничению жестокостей войны. Зато всегда были мощным оружием войны пропагандистской или как ее нынче чаще называют, войны информационной.
Сами по себе факты жестокостей со стороны врага солдат особо не возмущают, поскольку они ведут себя по отношению к противнику точно так же. А вот ссылки своей пропаганды на то, что враг при этом нарушает международные соглашения, уже воздействует на всех. Солдат начинает полагать, что его действия всегда законны и позволительны, особенно, если пропагандисты поддерживают его в этом мнении. А вот противник, мол, всегда поступает незаконно. Ату его! Ведь солдат, как правило, толком никогда не знает этих конвенций.
Для гражданского же населения своей страны, ссылки на статьи конвенций, нарушаемых противником, еще более убедительны. Ведь пресса все это преподносит в таком разрезе, что якобы неукоснительное выполнение конвенций с нашей стороны само собой разумеется.
Предложения солдатам противника сдаваться в плен всегда звучат более весомо, если предлагающие уверяют, что с ними в плену будут обращаться в строгом соответствии с международной конвенцией. Ну как же можно в это не поверить, Это же, ого-го! Международная Конвенция!

А в общем то, все решает победа. Победителей никто и никогда и ни за что не судил. Зато проигравшим припоминали всегда все прегрешения. Вот тут то конвенции оказываются очень кстати. Они ведь все составлены так, что если их точно выполнять, то выхолащивается весь смысл войны, и воевать результативно оказывается совершенно невозможным. Ну и естественно, что все стороны их активно нарушают. Так что побежденных, благодаря конвенциям, всегда найдется за что судить.

Примечательно. что Конвенция 1949 объявила, что положения Конвенции действительны как в мирное время, так и во время любых боевых действий, даже если одна из сторон не считает вооруженный конфликт войной. Раньше формально Конвенция действовала лишь в случае войны, хотя прямо об этом там не говорилось. Однако, ее возможно было трактовать именно так. Теперь же эта лазейка закрывалась.
Впервые в истории Конвенция 1949 года рассматривает не только войны между государствами, но и вооруженные конфликты, происходящие внутри страны и не носящие международного и межгосударственного характера. Т.е. Гражданские войны. Она требует от конфликтующих сторон гуманного отношения ко всем, кто не принимает участия в боевых действиях, а также к тем, кто так или иначе сложил оружие и отказался от разрешения разногласий оружием.

И немного смешной момент: в Конвенции 1949 года четко и конкретно обозначено - на кого распространяются ее положения. За основу статьи 13 Конвенции взяты Глава I Гаагской Конвенции о законах и обычаях войны 1907 года и Женевской Конвенции о пленных 1929 года. Помимо военнослужащих и других лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющего государства, положения Конвенции распространяются на всех раненых и больных участников вооруженного конфликта, даже если одна из сторон не признает другую сторону воюющей стороной или организацией. Например, положения Конвенции полностью относятся и к всяким участникам "незаконных вооруженных формирований".

Все раненые и больные, охваченные статьями 12 и 13, попадающие в руки противной стороны, получают статус военнопленных. Заметим, что, исходя из условий обеих чеченских войн, все раненые и больные чеченские боевики, попавшие в руки федеральных властей, получали статус военнопленных. И тогда, неоднократно объявлявшиеся властями России амнистии сдавшимся боевикам, есть маленькое лукавство. Во всяком случае раненые и больные из них, получают статус военнопленных и их так и так надлежало освобождать как можно скорее после завершения этого конфликта. Что, в общем то и делалось. Правда, за совершенные уголовные преступления никакая Конвенция их освободить не может.
 
D

Dragon86

Guest
А если весь полевой госпиталь решит выйти из окружения пешком (на своем транспорте) в сторону своих частей это как то оговаривается? Я думаю в принцыпе может... если на занятой врагом территории у него нет больше задач ... или не может?
 
D

Dragon86

Guest
Мне вот интересно. Почему рентгенолог так беспокоится о своей судьбе, в случае войны???
Неужто верит в то, что она будет ядерная? :):):)
Так. Так.
Токсикологи и вирусологи. Будьте на стрёме. Ещё японцы во время второй мировой всё проверили на вирусы, а уж про арсенал химоружия у американцев и говорить нечего.
Torturesru дал ответ для всех категорий.(y)
Я просто не осведомлен касательно этих вопросов...
 

hohobot

Well-known member
Я просто не осведомлен касательно этих вопросов...
Каких? Возможности ведения химической или бактериологической ( ну а заодно и ядерной) войны???
Так они сведены к нулю.
И в этом контексте странные у тебя вопросы.
 
D

Dragon86

Guest
Драгон, Дружище. Ты решил достать Torturesru?
Где ты видел, возможно слышал об этом, во время современных конфликтов, выходы из окружения медицинских частей.
А почему бы и нет? Медики не комбатанты... только вот заморочка с имуществом... Мы имеем право защищать его силой оружия... Враг обязан лишать противоположную сторону всего что может способствовать ведению боевых действий.И что нам защищать имущество и стать комбатантами или просто уйти без имущества? А с другой стороны имеем ли мы право оставить имущество ? Ведь это как оружие... Ну тогда мы просто будем вынуждены защищать его силой оружия если его попытается уничтожить враг а он обязан это сделать...
 

hohobot

Well-known member
Применение хим и бак оружия - лишь удел террористов. И то весьма призрачный.
 

hohobot

Well-known member
А почему бы и нет? Медики не комбатанты... только вот заморочка с имуществом... Мы имеем право защищать его силой оружия... Враг обязан лишать противоположную сторону всего что может способствовать ведению боевых действий.И что нам защищать имущество и стать комбатантами или просто уйти без имущества?
А вот это решалось до этого самими, если учесть, что шансов выжить, отдав себя на откуп решениям другой стороны, немного.
 

hohobot

Well-known member
Немцы не церемонились с медперсоналом ни в Первую Мировую, ни уж во Вторую тем более. Единственные исключения, не подлежащие экзекуции - особо ценные специалисты.
 

torturesru

Administrator
Staff member
Ну тогда мы просто будем вынуждены защищать его силой оружия если его попытается уничтожить враг а он обязан это сделать...
По Конвенции не имеет права. имущество во вражеском госпитале может использоваться только для лечения военнопленных.
Вопрос в другом, кто врага накажет за нарушение Конвенции?

Там есть еще одна хохма. По своему интересна последняя глава Конвенции, описывающая порядок исполнения ее положений. Оказывается, сама по себе Конвенция не дает никому никаких прав и не налагает ни на кого никаких обязанностей по ее исполнению. Статья 45 обязывает страны подписанты лишь гарантировать, да и то, через посредство своего высшего военного командования, что все статьи Конвенции будут исполняться.
Т.е. бесполезно тыкать в нос солдату или офицеру текст Конвенции, даже и на его родном языке, наказывать его за нарушения Конвенции, если он не получал от свого командования никаких приказов и распоряжений на сей счет. Ни знать, ни исполнять ее он не обязан. Он обязан исполнять лишь приказы своих высших командиров.
 
Last edited:

hohobot

Well-known member
Я допустил некорректное высказывание в адрес Драгона. Надеюсь, что оно не было увидено публикой ( ну в смысле успел уничтожить сообщение). Каюсь и не повторю такого.
 

hohobot

Well-known member
Я не заметил... ничего страшного...
Иной раз мне мерещится. Но тут я был точно некорректен. И что самое интересное, с моей памятью - я и вовсе не помню... Ноя точно накосячил.
Прошу прощения.
Других учу. Ноя - у Хохобота всегда пишется слитно ( ну хоть убей). Только не каждый раз я это исправляю.:).
 
D

Dragon86

Guest
Блин жуть какая то получается.В итоге все сводится к твоим инициативам и принципу после войны разберемся.
 

Torik

Well-known member
Блин жуть какая то получается.В итоге все сводится к твоим инициативам и принципу после войны разберемся.
Все как всегда - думать будет фюрер за тебя, а победителей судить никто не будет, так как они напишут свою версию истории.:)
 

Anvert Z

Moderator
Staff member
Про дезертирство, ключевой вопрос давал ли присягу. Если да, то с с красным крестом или без, точки зрения закона ты военнослужащий и приказ=закон.
 
Top