Сейчас отходят от классического понятия ИИ, как некоего искусственного человекоподобного разума. Не получается сделать, это раз и не очень понятно зачем.
Сейчас ИИ, это скорее, высокоспециализированные программы, решающие некую проблему в автоматическом режиме.
Как пример, системы распознавания текста, которые уже стали работать в автономном режиме в ряде профессиональных сканеров, медицинские системы обсчета ЭКГ или трактовки анализов, климат-контроли всех видов и тп. Система не ставит целью стать неким продвинутым заменителем человека, она просто решает те задачи, которые возможно выполнить без вмешательства внешнего управления.
Парадокс дальнейших направлений развития в том, что ряд систем требует полного исключения или серьезного ограничения вмешательства в работу процесса. Самый простой пример это машина-автопилот. В принципе нет особой проблемы сопряжеть систему навигации и управления автомобиля, чтобы вывести его в некую точку назначения, так же не сложно вливаться в дорожный поток и покидать его при условии оборудования автомобилей системой взаимодействия типа системы предупреждения столкновения самолетов. МАшина отъехала со стоянки, подала сигнал транспортному потоку, произошло некое притормаживание в участке разряжения и авто вливается в движение. Еще проще организовать скоростной режим - метро уже сейчас работает по управляющим частотам, здесь еще проще - знак подает код ограничения скорости. Кстати, обсуждали идею вместо увеличения количества камер ставить некое устройство, которое будет передавать аналогу антирадара инфосигнал "Внимание, скорость на данном участке..." со звуковым оповещением водителя. Попадаешь далее на нарушении, ну, сам дурак. Против больше всего выступает ГАИ, дескать лихачи будут предупреждены, а там где системы не будет станут отрываться
Проблема одна у такой системы - это водитель-человек, который плевал на все предписания.
Еще одно направление современного ИИ это "смышленный дом" (термин умный был неправильной и дурной калькой). В принципе сейчас ограничивает только одно - нет единого стандарта протокола работы таких устройств и объединить в целое крайне сложно. Пока, одни из немногих это китайские Mio и то, все это больше пока устройства одного производителя и даже у них появились уже два стандарта.
Но вот это направление крайне перспективно, задача только уговорить производителей не городить огород и не сводить все вай-фай на кондерах, кофемашинах и холодильниках к не особо нужному и часто глючному приложению на смартфоне, а дать возможность управляться с программ различных производителей.
Но все сказанное, конечно, может использоваться Большим Братом за слежки и вмешательства в личную жизнь, но именно до диктатуры машин это не то что далеко, а вообще ведет в противоположном направлении.