Массовые изнасилования как часть военного этоса

torturesru

Administrator
Staff member
Тему восстановлена, так как она как раз "соотвествует дню", ув Хохобот! Лара Крофт



Массовые изнасилования как часть военного этоса
Елена Мещеркина
(Опубликовано в журнале "Гендерные исследования" №6 2001. с. 255-258)

Общества всегда очень пристально и с сочувствием следили за судьбами солдат, вернувшихся с войны, особенно неправедной и бессмысленной. Об этих неприкаянных людях пишутся романы, снимаются фильмы, для них организуются реабилитационные фонды. Но общества уклоняются от признания других многочисленных жертв войны - изнасилованных и убитых женщин. Погибающие на войне мужчины удостаиваются чести героев, им возводятся памятники. Изнасилованные и убитые женщины не числятся в героях, им не ставят памятников. Те, кто выжил, носят свое унижение в себе.

Если вспомнить газетные публикации об афганской, армяно-азербайджанской, сербско-хорватской, грузино-абхазской и других войнах, поразит не только количество убитых и раненых, но и ужасающие страдания мирного населения. В середине 90-х в телепередаче из бывшей Югославии один из "универсальных" солдат рассказывал, что за каждый автобус с женщинами для утех, который он отправлял к солдатам, он получал 200 немецких марок. Если у него не хватало сербских женщин, годились хорватки и мусульманки.

Такую же сумму, согласно другому свидетельству, получал воин из противоборствующего лагеря, поставлявший официанток для солдатского бара, где их заставляли обслуживать посетителей голыми. Женщины не могли отказаться или убежать, так как им угрожали смертью. И происходило это не где-то на краю света, а в обычной деревне на линии сербско-хорватского фронта.
А вот рассказ одного из солдат: "Я знаю только, что я был двадцатым. Ее волосы слиплись, она была противно возбуждена и полна спермы. В конце я убил ее".

После американской войны во Вьетнаме многие феминистки занялись поиском свидетельств сексуальных злоупотреблений. С тех пор собрана масса материалов, накоплены архивы свидетельств, историография "вопроса" превратилась в научную университетскую дисциплину - "насилие над женщинами". Феминистская рефлексия заставила заново перечитывать исторические источники, обнаруживая неизменный факт сексуальных злоупотреблений во всех войнах наших цивилизаций. Оказалось, меняются режимы, исчезают и появляются культуры, но вечен архетип, сквозящий в ницшеанском принципе: "Мужчина должен быть воспитан для войны, женщина - для отдыха воина".

Изнасилования женщин признавались законным солдатским правом в римских войнах 6 века, в столетней войне между Францией и Англией, во времена господства королей Эдуарда Второго, Эдуарда Третьего, Короля Георга... Известный историк А. Тойнби собрал подробные документы об изнасилованиях женщин во время Первой мировой войны. "От Льежа до Лувэна немцы прорезали коридор террора. Дома были сожжены дотла, деревни разграблены, гражданское население заколото штыками, женщины изнасилованы".

Сообщение В. Молотова, советского министра иностранных дел, в январе 1942 года завершалось описанием сексуальных злоупотреблений вермахта на оккупированных территориях: "В украинском селе Бородаевка фашисты изнасиловали каждую женщину и каждую девушку... В деревне Березовка женщины и девушки от 16 и до 30 лет были схвачены и угнаны пьяными немецкими солдатами".
Но и по другую сторону фронта творилось то же самое. На берлинском кинофестивале 1992 года феминистка-режиссер Хельке Зандерс представила документальный фильм, повествующий о том, что в 1945 году солдаты Советской Армии изнасиловали миллион женщин в Польше и Восточной Германии. Старые женщины, которым тогда было по 15-16 лет, рассказывали в камеру, что были изнасилованы до ста раз. Об этом речь и у А. Солженицына в его "Архипелаге Гулаге": "Да, шла война в Германии... и каждый из нас точно знал, что мы могли их изнасиловать и расстрелять. То было почти целью сражения".

Это же сформулированное право на изнасилование на войне или его моральное оправдание представлено в книге Милована Джиласа "Разговоры со Сталиным". Джилас спросил у кремлевского вождя, почему русские солдаты, которые пришли в 1945 как освободители, насиловали и убивали женщин на Воеводине? Сталин ответил: "Джилас, Джилас! А разве не знает Джилас, который сам писатель, человеческое сердце и его страдания? Он не может понять, почему солдат, который прошел тысячи километров через кровь, огонь и смерть, хотел бы иметь немного удовольствия с женщиной или стащить какую-нибудь мелочь?".

Уже относительно недавно группа корейских женщин потребовала от японского правительства компенсации ста тысячам кореянок, угнанных в сексуальное рабство во время войны между Кореей и Японией в 1930-40 годах. на Тихоокеанских островах. Они рассказывали, что должны были обслуживать до 15 солдат ежедневно.
А вот признание нашего солдата, участвовавшего в афганской войне: "Баб их тоже особо не жалели... Природа же требует своего... Изнасилованные афганки потом сами просили, чтобы их в расход отправили - все равно свои убьют, не простят позора".

Во время захвата Кувейта в 1990 году иракские солдаты насиловали и истязали женщин любого возраста. Поскольку аборт в Кувейте запрещен, после освобождения страны женщин принуждали к вынашиванию беременности, но новорожденных детей убивали кувейтские мужчины - это ведь были дети врага.

Поразительно, но факт: массовые изнасилования были и остаются спутниками любой войны. Уже агрессивная геополитика видоизменяется в экономическое давление, политики глобализации, уже в окопах можно увидеть телевизоры, еще в разгар военного конфликта в страну-объект агрессии спешит гуманитарная помощь, развертываются лагеря и госпитали Красного креста - война явно "гуманизируется". Но это впечатление обманчиво, оно не затрагивает сути военного этоса: захвати землю врага, его дом, изнасилуй его жену или дочь как часть собственности противника.

Унижение и разрушение собственности врага повышает боевой дух воина, укрепляет его чувство уверенности в своей мужской силе и превосходстве своего народа или своей армии. Каждый из его товарищей делает то же самое, крепя групповую солидарность, канализируя собственное чувство агрессии. Являясь инструментом военной машины, солдат превращает практики изнасилований в важный институт войны в гетеросексуальном обществе. При этом трудно различить изнасилование и военную проституцию. Принуждение силой или деньгами - в равной степени плод милитаристского представления о том, что солдат имеет право владеть женщиной побежденного. "Победителю принадлежит трофей!" - девиз еще Древней Греции.

Может быть, в условиях войны смерть, стоящая за спиной, пробуждает в людях темные архетипические реакции, рядом с которыми все культурные наслоения облетают как шелуха? Война как крайняя форма коллективного конфликта порождает особое внеморальное пространство, на условной территории которого не действуют 10 заповедей, хотя они относительны и сами по себе. Узурпация божественного права на жизнь и социального - на достоинство оборачиваются "смертью бога" как доведение до предела, как переход-трансгрессия запретов, особенно касающихся жизни, смерти, сексуальности - основ бытия. Философия XX века открыла родственность истребления и потребления, вышедшего за границы антропологического минимума. Избыток, излишек, предел, отражающиеся в феномене военных изнасилований, которые совершаются крайне жестоко и напоказ, помещают насилие в модель символически демонстрируемого потребительского поведения в группе. С одной стороны, это - сексуальная разрядка как мгновенное потребление и выброс сексуальной энергии, с другой, - уравновешивание Танатоса и Эроса как составных частей нормальной для войны повседневности, в которую встроены и случайная смерть, и "немного удовольствия с женщиной", словами Сталина.

С феминистской точки зрения, военные изнасилования представляют собой коллективное действие, в ходе которого утверждается собственная власть, а также ментальное удовлетворение от принадлежности к стану "настоящих мужчин". Причем это понятие "настоящий мужчина" в данном контексте по сути не судьба или предопределение, а социальная конструкция подчеркнуто гегемонической маскулинности, построенной на профессионализации насилия. И как всякая профессия, она обладает своей этикой и ответственностями, распространяемыми только на посвященных. Солидарность - только со своими, насилие по отношению к не своим - долг, месть за смерть товарища может заменить идеологию конфликта.

Есть ли у военных изнасилований черты, отличающие их от изнасилований в мирной гражданской жизни? Называются в целом три характерных признака.
Прежде всего, это публичный акт. Враг должен видеть, что происходит с его "собственностью", поэтому мучители часто насилуют женщин перед их родным домом. Это акт против супруга (символически отца нации или лидера противника), а не акт против женщины. Сам факт изнасилования уже показывает, что насильник исходит из отсутствия у женщины собственной воли, собственного тела или желания. Поскольку унижение жены врага - символ победного завоевания, то само это унижение обставляется по возможности ужасно и театрально: у женщин вырывают волосы, отрезают части тела, связывают веревками.
Второй признак военных сексуальных злоупотреблений - групповое изнасилование. Боевые товарищи творят его в едином согласии: каждый должен быть как другие. Это отражает постоянную групповую потребность крепить и воспроизводить солидарность. Гомосоциальная сплоченность нуждается в постоянном подкреплении, будь то распитие спиртного, понимание одних и тех же шуток, или обмен похожими эмоциями. Когда "стрелять и факать", по выражению одного сербского солдата, является жизненным кредо воина, то изнасилование и смерть образуют вместе одну парадигму, которая отражает заданную женщинам роль на войне.
И, наконец, третий признак военных изнасилований - убийство женщины после сексуального насилия. Как мы знаем, женщина не является героем войны, если ее убивает солдат. Правда, и сам солдат не приобретает за это почестей. Казалось бы, достаточно факта изнасилования, и все же женщин убивают. В нарративах солдат, убивших свои жертвы насилия, тем не менее сквозит некое дискурсивное оправдание своих действий: сами попросили, ведь как после этого жить. То есть смерть выступает своего рода очищением и спасением по сравнению с жизнью этих женщин после совершенного над ними насилия. Возможно, на войне исключительно ярко возрастают самооправдывающая сила и самооправдывающее право на насилие и убийство.


 
Last edited by a moderator:

Markiz

New member
Тему восстановлена, так как она как раз "соотвествует дню", ув Хохобот! Лара Крофт
неуместная шутка, или ёрничание - очень странное

но спасибо, что восстановили

тема актуальная и интересная.
автору особое спасибо.
 

torturesru

Administrator
Staff member
неуместная шутка, или ёрничание - очень странное

но спасибо, что восстановили

тема актуальная и интересная.
автору особое спасибо.
Так, уже мою тему кто-то пытался снести:)
 
D

Dragon86

Guest
Блин неужели на войне так крышу сносит... мало того что ты убил мужа,так нужно надругаться над его женой... в знак победы.А если война гражданская?
 

Markiz

New member
@torturesru, а как вы хотели?
вы, когда устанавливали демократию на форуме, не внесли себя в список исключения
вообще самая устойчивая система - жестко централизованная с легким привкусом диктатуры.
не всегда она самая эффективная в жизни, но для интернета и форума в частности - то что надо.

@Dragon86, а как же?
адреналин зашкаливает - нужно срочно сбросить
убийство врага или того, кого можно назвать врагом
особенно безнаказанное убийство и чувство полной власти - просто опьяняет
а секс - что может быть лучше?
особенно для молодого и здорового организма
и что ж тут удивительного когда убийства, насилие и секс соединяются - для войны это обыденность.

Есть правда дисциплина и воля командиров.
но это когда есть армия, а не банда
и смотря как понимают ситуацию командиры - иногда они не против, что бы их парни развлеклись и спустили пар.
а то что кто то там пострадает - то кто он-она-они такие чтоб думать об их страданиях?

Гражданская война - тем более.
Гражданские религиозные смешанные с расизмом - самые жестокие войны.
Потому что в обычной войне этот гад, или эта ссучка плохие потому, что они чужие.
А раз чужие - то с них не спросишь.
А в Гражданской - ты свой но ты гад не так думаешь, не туда смотришь, не так яйцо разбиваешь - тебе говорят, а ты не слушаешь
Или не так молишься, не тому покланяешься и мир твой неправильный - тебе говорят а ты не слушаешь
да тебя убить мало!
Ну а с расистами и нацистами - ещё проще: нечего с ним церемониться - он недочеловек, вообще не человек. Не жалко - делай что хошь.
 
D

Dragon86

Guest
@torturesru, а как вы хотели?
вы, когда устанавливали демократию на форуме, не внесли себя в список исключения
вообще самая устойчивая система - жестко централизованная с легким привкусом диктатуры.
не всегда она самая эффективная в жизни, но для интернета и форума в частности - то что надо.

@Dragon86, а как же?
адреналин зашкаливает - нужно срочно сбросить
убийство врага или того, кого можно назвать врагом
особенно безнаказанное убийство и чувство полной власти - просто опьяняет
а секс - что может быть лучше?
особенно для молодого и здорового организма
и что ж тут удивительного когда убийства, насилие и секс соединяются - для войны это обыденность.

Есть правда дисциплина и воля командиров.
но это когда есть армия, а не банда
и смотря как понимают ситуацию командиры - иногда они не против, что бы их парни развлеклись и спустили пар.
а то что кто то там пострадает - то кто он-она-они такие чтоб думать об их страданиях?

Гражданская война - тем более.
Гражданские религиозные смешанные с расизмом - самые жестокие войны.
Потому что в обычной войне этот гад, или эта ссучка плохие потому, что они чужие.
А раз чужие - то с них не спросишь.
А в Гражданской - ты свой но ты гад не так думаешь, не туда смотришь, не так яйцо разбиваешь - тебе говорят, а ты не слушаешь
Или не так молишься, не тому покланяешься и мир твой неправильный - тебе говорят а ты не слушаешь
да тебя убить мало!
Ну а с расистами и нацистами - ещё проще: нечего с ним церемониться - он недочеловек, вообще не человек. Не жалко - делай что хошь.
А еще война это постоянный поиск жрачки ) и мысли на.....я ты дал ему автомат)))
 

Olga

Well-known member
А еще война это постоянный поиск жрачки ) и мысли на.....я ты дал ему автомат)))

Про войну (из тех, кто не воевал) лучшее было у Стругацких. Что во "Втором нашествии марсиан", что в "Гадких лебедях".
Да, война - это пот, грязь, диарея, голод, и очень-очень страшно помереть.
Настоящие фронтовики писали об этом же - см.произведения Конецкого, Некрасова.
Девятого мая я обычно смотрю то, где правда, а не лозунги.
"Они сражались за Родину", например; там четверть главных актёров войну прошли. Помните, в самом начале, по плечу хлопают, и от гимнастёрки отлетает пыль?.. Возможно, я слишком сентиментальна, но у меня слёзы на глазах. Такое сняли люди, что прошлли через тот ад.
PS Из нового очень нравится "Курсанты", что ппо мемуару Тодоровского; ну так он тоже знал, о чём писал в "Вспоминай, не вспоминай..".
 

Markiz

New member
Да... любовь - это вечная война
В постели...
Кто знает - тот поймет...
Насилие на войне это пиратство - отнимать чужую добычу...
Ну и так далее, ведь, как говаривал один известный психологичка:
Все в этом мире делается через постель. Ну или почти все.
А ей - видней.
Типа даже Меншиков не стал бы «победителем Полтавы» если бы не постель.
Если бы вовремя ее кому то там не уступил.
Вот так вовремя сделанное отступление может привести к победе.
Не правда ли?

ПС
Мадам. А где вы в фильме «Они сражались за Родину» увидели постельные сцены?
 
Last edited:

Olga

Well-known member
"маркизик", сколько раз вам говорить. что врать грешно? Приписываете оппоненту свои слова, потом радуетесь своему "остроумию"?
Кстати, про постельные дела Меньшикова я почти ничего не знаю, хотя ходили слухи, что Олег Евгеньевич бисексуален.
А у Александра Даниловича фамилия Меншиков. В российскую историю первый губернатор моего родного города вошёл без мягкого знака.

Читала на днях, что в России какая-то очередная беда - тропические тараканы, клопы...
Почему-то вспомнила о вас.
 

Markiz

New member
Ах тыж чорт!
Вот ведь привычка. Спасибо. Поправил. Такое дело. Грешен. Прошу пардону. Был пьян.

А вот насчт вранья - вы уж тут, сударыня, не скромничайте. И славой своей не торопитесь делиться.
Вас процитировать опять, или вновь будете строить глазки что вас не так поняли?
Вы лгунья, мадам.
И вы постоянно пытаетесь отвертеться от собственных слов.
Но это вы написали что Меншиков многого достиг через постель. Намекая на постель у государя.
И потом еще раз подтвердили свою мысль. Сказав что часть своими способностями а часть в постели.
А теперь пытаетесь вывернуться.
Может вы сами так действовали по жизни. Но что бы так говорить о других нужны доказательства.
Чего у вас нет.
Поэтому вы лгунья. И грязная сплетница. Живущая грязными сплетнями.
 

Olga

Well-known member
Цитируйте. Там, где я явно указала на связь Александра Даниловича с вдовой Петра Алексеевича, а не с ним.
А что, не было такого?
Про бисексуальность Петра - к историкам и литераторам (например, к "красному графу", который Алексей Толстой; ай, позабыла, вы же неграмотный; ну, тогда в википедию).
Кстати - для "альтернативно одарённых" (попросту - для дураков..).
В те времена вся почти верхушка знати была бисексуальна. И не только в России.
Де Бюсси ничем не отличался от де Келюса, а Эдуард от Марии Стюарт или Елизаветы.
Но для самоназванного "маркизика" это же "грязные сплетни", да? Не переживайте, вы не только жертва ЕГЭ, но и беспорочного зачатия. Вас лично вашей матушке принёс в клюве аист. "Чорт", зоофилия... Ну теперь вам жить с этим!
 

Afank

Well-known member
Про войну (из тех, кто не воевал) лучшее было у Стругацких. Что во "Втором нашествии марсиан", что в "Гадких лебедях".
Да, война - это пот, грязь, диарея, голод, и очень-очень страшно помереть.
Настоящие фронтовики писали об этом же - см.произведения Конецкого, Некрасова.
Девятого мая я обычно смотрю то, где правда, а не лозунги.
"Они сражались за Родину", например; там четверть главных актёров войну прошли. Помните, в самом начале, по плечу хлопают, и от гимнастёрки отлетает пыль?.. Возможно, я слишком сентиментальна, но у меня слёзы на глазах. Такое сняли люди, что прошлли через тот ад.
PS Из нового очень нравится "Курсанты", что ппо мемуару Тодоровского; ну так он тоже знал, о чём писал в "Вспоминай, не вспоминай..".
Помню, как водили нас, юных пионеров, к ветерану - теперь то понимаю, что смотрел он на нас, румяных дурачков, с жалостью. Был ещё не стар, но сидел на стуле во время разговора - не выглядел особо здоровым. Бывший лётчик. Рассказал какую-то историю (наверняка заранее заготовленную на такие случаи) и мы утопали. И читал про женщину, которая прошла концлагерь и стала затворницей. Просто стало трудно общаться со старыми знакомыми. Она сказала, что лагерь вытаскивает из человека и самое лучшее и самое худшее. Война тоже. Поэтому никто её вспоминать не любит.
 

Markiz

New member
@Olga,
За все мое пребывание в инете я помню только два случая. Когда в личных разборках опускались до попыток оскорбления родителей оппонента. Первым был Гнус.
Для него это было легко. Ваш путь более долог. Куда опуститесь дальше?
 

Markiz

New member
Пс
@Olga, ваши слова
О том Что Меншиков стал героем Полтавы и губернатором Петербурга не только через постель.
За них вы обозвали меня лжецом, заявляя что никогда не говорили подобного.
Но не краснея теперь же вновь считаете это доказанным.
Так вот вы считаете - вам и доказывать свое утверждение.
Вам и идти к историкам и википедам в поисках доказательств своих грязных домыслов.
А пока вы не приведете этих доказательств - ваши слова так и останутся грязными домыслами и сплетнями.
А вы - грязной сплетницей.

Ппс
Грязные ваши домыслы еще об одном человеке - де Бюсси - человеке из другой страны и из другого века - меня не интересуют.
 

Markiz

New member
сколько раз вам говорить. что врать грешно?
Великолепно - не правда ли?
Поучать не врать и тут же попадаться на вранье. Это великолепно.
 

Afank

Well-known member
Louis de Clermont, seigneur de Bussy d'Amboise (1549–1579) was a gentleman at the court of French king Henri III, a swordsman, dandy, and a lover of both sexes.
 

hohobot

Well-known member
Louis de Clermont, seigneur de Bussy d'Amboise (1549–1579) was a gentleman at the court of French king Henri III, a swordsman, dandy, and a lover of both sexes.
Так написал его личный биограф?
Это я так спросил, для поддержания темы. Почему-то придётся залезть в инет, чтобы посмотреть, что за персонаж вообще-то.:)
 

Afank

Well-known member
Так написал его личный биограф?
Это я так спросил, для поддержания темы. Почему-то придётся залезть в инет, чтобы посмотреть, что за персонаж вообще-то.:)
Его бисексуальность самое безобидное из того, что натворил этот персонаж за жизнь.
 

Markiz

New member
@Afank, вас интересуют бисексуальные мужчины?
меня - нет
или у вас какие то проблемы с этим?
или ищите сплетни?
 

Olga

Well-known member
Поэтому никто её вспоминать не любит.
Да.
Об этом писал Шаламов, Бродский, у которого, естественно, не было такого ужаса. Даже лицемер Солж об этом писал.

Моя бабушка очень не любила рассказывать про блокаду.
Но всегда подбирала крошки со стола.

Дед, потерявший ногу под Кёнигсбергом, один раз мне, совсем молодой (тогда) дуре пасть заткнул, когда я осуждала бомбардировку Хиросимы и Нагасаки.
Ты знаешь, сколько погибло при взятии Берлина, спросил он меня? К первому (нецензурное слово) мая? Была бы бомба - лично бы сбросил, сказал он. Не мы на них напали.
 
Last edited:
Top